ИСТОРИЯ СЕЛА ИННОКЕНТЬЕВКА.                                           А было это так...

       Праздник, посвященный

    120-летию

с. Иннокентьевка

Малая Родина, или большая

Все это Родина, как не зови.

Силу дает и надежду внушает,

Боль утоляет и учит любви.

У сел, как и у людей, есть своя история, своя биография. Мы родились, выросли, живём и работаем в родном селе Иннокентьевка, гордимся своими корнями, своими земляками, любим свою малую родину и верим в то, что село наше возродится, сохранит свои традиции, свою красоту и неповторимость.                          

2 октября 2021 года для многих иннокентьевцев был днём необыкновенным, потому что в этот замечательный осенний день нашему родному селу исполнилось 120 лет.

В 16 часов на территории школы собрались жители села и  гости, приехавшие из разных уголков края.

Открывая торжественную часть,  первые поздравления в адрес села и его жителей прозвучали от главы Лесозаводского городского округа Банцеева  Константина  Федоровича. Он вручил Благодарственное письмо председателю совета ветеранов с.Иннокентьевка Пороховой Елене Дмитриевне.  Поздравила сельчан и  специалист по работе с населением Бариева Евгения Ивановна. Теплые слова поздравления прозвучали в выступлении Анны Васильевны Карц, отметив, что Иннокентьевка –  село  с глубокими традициями, где главная черта сельчан – их открытость, дружелюбие, их богатый внутренний мир и трудолюбие.          Вот поэтому, несмотря ни на что, жива еще деревня-матушка! А от лица депутата  Законодательного Собрания Приморского края Дмитрия Юрьевича Назарец были вручены подарки: спортивный инвентарь для учащихся школы.

 

Радовали песнями зрителей коллектив худ.самодеятельности «Русская душа», детский  ансамбль «Ручеек»  и  выступления гостей из села Курское. Ну и какой же День рождения без именинного пирога. Все гости были приглашены на чаепитие с вкуснейшим именинным пирогом. Украшением праздника стала фотозона, сделанная местным умельцем Ощепковым Сергеем. Ну и в  завершении мероприятия, с большим азартом разыгралась традиционная праздничная лотерея. Мероприятие прошло душевно и тепло и подарило жителям и гостям  много радости и положительных эмоций. Праздник шумел до позднего вечера и завершился праздничной дискотекой. 

«УВАЖЕНИЕ К МИНУВШЕМУ - ВОТ ЧЕРТА,                                          ОТЛИЧАЮЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ОТ ДИКОСТИ».

Родина. Отечество. Отчий край. Нет ничего дороже у человека, чем малая Родина – место, где он родился и вырос, край, который он никогда не забудет.

Изучение жизни своей малой Родины - очень актуальная тема сегодня. Во-первых, история страны, края становится понятней через судьбы земляков. А чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше проникаем любовью к своей малой Родине, тем она дороже нам, потому что восхищаешься подвигами предков, гордишься ими.

 

Для нас Иннокентьевка - самое лучшее место на всем белом свете! Каждый, кто побывал здесь, никогда не забудет сопки, окружающие село, озёра с камышом и кувшинками, рассветы и закаты на р. Уссури. Здесь самая красивая природа и самые милые и добрые люди! Нам очень хочется рассказать, что же происходило в нашем селе с момента его основания.

 Русский человек пришел в эти места в последнем десятилетии 19 века. Это были мужественные люди. Дальневосточная земля, как мощный магнит, притягивала к себе земледельцев Украины, Донских степей и центральных областей России. Переселенец готов был трудиться до седьмого пота, от зари до зари, не разгибая спины, ради блага ближних своих…

 

Царское правительство выделяло бесплатно, семьям, согласившимся переселиться на необжитые места, нужный счастье приехали на эти благодатные земли  весной 1901 года. Это были: Рещук Макар, два брата Гирюк Мартын и Гирюк Моисей, Личманюк Степан, Бойко Трифон.

К осени они собрались на сход. Привезли настоятеля Николо-Уссурийского мужского монастыря отца Сергия. И с первой в селе землянки Мартына Гирюка вынесли икону, святой отец с первопроходцами вышел к реке Уссури,  положил крест на землю, освятив все ее четыре стороны, и повелел здесь селиться.  Это  было в день святого Иннокентия, то и название селу было дано соответствующее.

Обширная долина, окруженная со всех сторон сопками, создавала здесь особый микроклимат. Склоны сопок, как нигде, подходили под строительство домов, гарантируя полную безопасность от грозных наводнений. Но до домов было еще далеко…

Кругом был лес, жить негде. Им нужно было укрыть свои семьи от суровой зимы, зверей. Потому рыли землянки с полатями и большой печью посередине. Это было временное жилище. Не было никакого житья от диких зверей: дикие кабаны уничтожали огороды с картошкой, козы полностью выедали посевы зерновых. Даже белье высушить было проблемой – козы стаскивали его с веток. В зимние темные ночи вокруг землянок бродили волки, их вой далеко раздавался и приводил людей в ужас. Приходили и крупные звери: медведи, тигры.

С приходом весны переселенцы сначала стремились подготовить земельный участок под пашню, выкорчевывая деревья. На разработанных землях начали сеять рожь, просо, чумизу, сажать картошку, фасоль.

Тут возникла перед людьми проблема: семена, которые они привезли с родины, здесь давали малый урожай или вообще были непригодны. Поэтому нужно было доставать семена местных сортов.

Стали приступать к строительству жилья. Так как это были переселенцы, в основном, с Украины, то многие ставили сначала хаты-мазанки. Однако вскоре стало ясно, что легкие украинские мазанки, которые так живописно выглядели на родине, мало пригодны для суровых условий Дальнего Востока. Переселенцы отказались от глиняных мазанок и  стали строить срубные избы.

 

Лес для строительства рубили сообща, помогали друг другу при возведении построек. Дома не имели фундамента, под углы укладывали камни, а для укрепления стен на зиму делали завалинки. Долгое время был земляной пол, а крыши были соломенные.

В нашем музее есть макет первого дома с. Иннокентьевка
В нашем музее есть макет первого дома с. Иннокентьевка

Дома были небольшие, но в каждом доме проживало несколько семей (родители с малыми детьми, взрослые их дети со своими семьями). В доме обычно было две комнаты. В одной размещалась русская печь, которая и делила помещение на две части: кухню и горницу. В центре стоял длинный дубовый стол и лавки, в углу – сундук для хранения одежды. Иногда сундуки украшались резьбой или многоцветной росписью. Это неудивительно, потому что в них хранилось приданое, и сам сундук был частью приданого.

 

Вспоминал Гирийчук Владимир Яковлевич, внук одного из первых поселенцев Гирийчука Григория: «Несмотря на то, что строительный материал был прямо на отведенном для освоения участке, дома выглядели убого. Наш дом был срублен из тесаных бревен, стены обмазаны изнутри и снаружи глиной.  Полы были глиняными и время от времени их красили также жидко разведенной глиной.

Дом состоял из комнаты размером 4,5 х 4,5 метра. В этой же комнате была сложена русская печь с лежанкой под потолком – на ней спали дети. К русской печи примыкала плита для приготовления пищи. Но хлеб выпекался под сводом русской печи, там же томились борщи. Дымоход печи выходил в сени. Над дымоходом устроен широкий тесовый раструб, по типу кузнечного, соединенный с дощатой трубой. Крыша дома в четыре ската была сооружена из сухой травы – метелки, уложенной из жерди, из таких же жердей были сделаны и стропила.

Чтобы дом быстрее нагревался в зимнее время, старались жилые помещения делать с низкими потолками. В нашем доме было три окна – два во двор и одно на улицу»

Дети проводили все время во дворе под бдительным оком взрослых. Идти на другой конец деревни нужно было через лес. Были случаи, когда даже днем встречались с лоб в лоб с волком.

Отдыхать было некогда. С ранней весны и до поздней осени занимались огородами. Сажали очень много картофеля, кукурузы, сеяли просо, чумизу, подсолнух, сою, сузу. Кукуруза шла на выпечку хлеба. Иногда в кукурузную муку добавляли соевую муку. Муку получали размолом зерна на ручных жерновых (немудреное устройство, сделать которое мог любой).

Осваивали новые огороды. Вырубали кустарник и убирали его с участка. На новых участках сеяли в основном чумизу. Для этого не требовалось убирать из почвы все корни и глубоко ее взрыхлять. Достаточно было нарезать бороздки и неглубоко заделать семеня. Чумиза – высокоурожайная культура. Ее колоски туго набиты зерном типа пшена. Использовали ее в пищу как крупу.

В деревне носили обувь самодельную. В основном в будние дни носили лапти. Это была основная обувь. Но у каждого была пара сапог на случай. Дед Городничий всем невестам Иннокентьевки перешил сапоги на свадьбу, чинил и старую обувь. Сам сучил дратву. Гвозди использовались исключительно деревянные – из березы. Делалось это так – от торца чурки моложавого ствола березы отрезалось кольцо, оно делилось на пластинки по направлению волокон, а пластинки кололись ножом на гвоздики. Каждый гвоздик вручную ножом затачивался колышком. Обувь на таких гвоздях была ноской, - подолгу служила хозяину».

В некоторых семьях был ткацкий станок или прялка, за которыми женщины пряли долгими зимними вечерами. В одной избе собирались несколько женщин, девушек, которые за работой пели протяжные украинские песни.

 А в свободные вечера собирались на вечерки, куда приходили не только парни и девушки, но вообще все мужчины и женщины, не считавшие себя стариками. Собирались исключительно для пения и пляски, которые не сопровождались никаким угощением.

…Типичным элементом внутреннего убранства были разнообразные тканые и вязаные покрытия: рушники, скатерти, покрывала и т.д. В углу каждой горницы непременно помещалась икона, украшенная расшитым рушником. Позже обязательной деталью интерьера  стали фотографии в рамах под стеклом. Нередко они обрамлялись расшитыми рушниками. Практически все рушники украшали вышивкой, имели на концах кружево, вязаное крючком.

…Тяжелые испытания выпали на долю переселенцев. Отвоевывая у природы десятину за десятиной, они засевали ее рожью, просом, овсом, ячменем, выращивали скот, лошадей, занимались другими промыслами. Кто-то уходил в тайгу за зверем, другие – на речку за рыбой, а ребятишки вечно вокруг шныряли и ели все съедобное, что под руки попадалось, собирали ягоды и орехи. Леса были богаты грибами, калиной, диким виноградом, смородиной, малиной.

 Умельцы плели лапти, женщины пряли, ткали полотно, из него шили одежду, простыни и наволочки, даже пеленки для новорожденных.

- И вот в такие пеленки пеленали ребенка, - рассказывала Анна Наумовна Гирюк (родственница первого переселенца Адама Гирюка) – Распеленаешь его, а по телу – полосы и клеточки. Как вспомнишь, оторопь берет. А полотно красили бузиной и корьем из дуба и ольхи. И шили мужикам и женщинам всякую одежду, даже верхнюю. Ребятишки до 10-12 лет бегали в одних длинных рубахах. Словом, одевались и обувались во все свое, сделанное своими руками. А делать это все нужно было ночью при лучине. Днем некогда было. Работа на огородах, полях и на скотном дворе поглощала все время с утра до позднего вечера. Так вот и жили…»

 У каждой семьи была своя заимка, земля, которую они обрабатывали. Те, кто был грамотным, писали письма на родину, низко кланяясь родным и знакомым, воздавая хвалу Богу за благословенную землю в далеком Уссурийском крае, и приглашали на жительство. Начали прибывать в село новые семьи. Уже весной следующего года их было 15.

Село потихоньку разрасталось. Люди старались селиться небольшими заимками, которые носили названия той местности, откуда они прибыли. Были здесь  улицы полтавчан, волынцев, смолян, черниговцев.

Школы в селе не было. Занятия начали проходить в 1911-1912 годах в большой избе Барвина. Приезжала из Тихменево Варвара Мартыновна, учила писать, читать.

Только в 1913 году была построена школа  с трехгодичным обучением.  Первой учительницей была Мария Ивановна (фамилию нам не удалось установить). Это была милая, добрая, ласковая наставница. Она не только учила грамоте, но и знакомила с народным искусством. Вместе с ребятами она распевала задушевные песни, которые помогали жить и трудиться. Учеников было мало, и учились только в зимнее время. Да и то в школу ходили только те, кого пускали родители,  и кому было что надеть. В остальное время года дети с 12-13 лет помогали родителям, работая на полях. Учеба была очень трудной. Писать было не на чем. Писали между строчками на газетах, на обрывках бумаги. Учебников тоже не было.

… Переселенцы обустраивались. Работящие мужики стали на крепкие ноги. В хозяйствах обрабатывали много земли. Подросли дети, впряглись в работу. Дорого, очень дорого стоила соль, керосин и особенно мыло. Купцы по три шкуры драли с мужиков. Жизнь для большинства оставалась нелегкой. А тут нагрянула первая мировая война. Уходили из села в царскую армию, на солдатскую службу, многие из них уже никогда не увидели своей родной Иннокентьевки.

К 1917 году, как и на всей территории Приморья, в Иннокентьевке была установлена Советская власть, но вскоре началась гражданская война.

Хотя на территории села военные действия не велись, о спокойной мирной жизни можно было только мечтать: то принесет нелегкая чехов, то японцев, то явится пограбить банда Гурко из Бельцово. Одни мужики притихли, затаились, а другие подались в сопки, тайгу…

Летом 1919 года, после полудня, по селу пронесся слух, что японцы переправляются через Уссури по Еленовскому броду. Красногвардейцы стояли  на Круглой сопке и хорошо просматривали еленовскую дорогу. Как только появились на ней японцы, по ним ударили из пулемета красногвардейцы. Среди японцев произошла суматоха, они рассыпались и залегли в кустарниках. Через некоторое время в селе появилась японская разведка, но красногвардейцы давно ускакали по дороге в Глазовку. Здорово влетело от японцев нашим мужикам…

В музее сохранились воспоминания  о событиях в селе тех далеких дней  Прокопа Ивановича Кулика (сын первых поселенцев),  как очевидца тех событий: «В 1920 году в село пожаловала банда Гурко. Бандиты у некоторых крестьян забрали лошадей, потом спросили: «Кто будет Панченко?» Тут же его арестовали, вывели на еленовскую дорогу к озеру и расстреляли. Труп бросили в озеро. Сельчане по сей день это озеро называют Панченковым».

 

 

        Нельзя не рассказать еще об одном случае. В сентябре 1918 г., после победы красногвардейского отряда Урбановича, в бою на Каульских высотах отряд Флегонтова через Антоновку двинулся к разъезду Краевскому. В этом отряде были двое из нашего села. Это Касьян Меткун и Петр Рещук. Под Краевским на помощь калмыковцам пришли американцы, англичане и французы. Наши стали отступать к станции Уссури и Иману. Меткун и Рещук забежали в Иннокентьевку к родным. И ночью на лодке по Уссури уплыли, чтобы догнать своих. В Лутковке с ж/д моста калмыковцы обстреляли смельчаков, захватили в плен и расстреляли. В 1922 году останки героев были переданы в братскую могилу, что на улице Петрова в городе Лесозаводске. 

         Одним из первых руководителей Совета Иннокентьевки был крестьянин Мартын Гирюк. Жизнь крестьян после гражданской войны в селе оставалась по-прежнему тяжелой. Продолжалась корчевка леса, снова стали прибывать переселенцы с Украины.

 

        В 1930 году образовалась в селе пионерская организация. Первыми пионерами были Гирийчук Надежда Романовна и Гирюк Григорий Мартынович. Вместо галстуков носили красные ленточки.

             В это время уже в селе было 130 семей, а в 1931 году был создан колхоз. Первым председателем его был Тарас Якимович Наливайко, с 1935 по 1939 г. был председателем Грек Федот.  Жизнь была очень трудной. Все приходилось делать вручную. В колхозе было 50 голов лошадей. Только в 1935 году колхоз приобрел 2 трактора. Первым трактористом был Хомик Павел. 

        Развитию колхоза всячески мешали вредители. Они поджигали сено, убивали  лошадей, преследовали активистов, грозили им смертью. В один из таких дней был убит  Адам Мартынович Гирюк. Погиб он двадцатилетним юношей. Однажды бандиты пытались убить председателя колхоза Т.Я.Наливайко. Стреляли вечером в окно, когда он сидел за столом. Но к счастью, пуля  попала в ножку стола.

Из воспоминаний Анастасии Андреевны Лойко, дочь первых поселенцев: «В колхоз наша семья вступила сразу. Я с отцом пахала, помогала ему погонять лошадей. Ходили на работу семьями. Пололи картофель, просо, пшеницу.  На трудодни получали мед, картофель, зерно».

           Первым помощником у коммунистов была комсомольская организация, состоявшая из пяти человек. Комсомольцы организовывали концерты в школе. Для этого на себе с реки носили бревна, распиливали и делали лавки. После концерта лавки убирали через окно и ставили парты.

К 1938 году в колхоз пришли почти все крестьяне. В этих трудных условиях колхоз себя не оправдывал. Зерно отдавали то за бочки с бензином,  то за трактор. Людям оставалось совсем мало. Тяжело было тем семьям, в которых было много детей, на них в колхозе ничего не выделяли. Они голодали.

        Рабочих рук было предостаточно, но стало не хватать земли под пашню. Но зато много леса. Поэтому и решили в 1940 году создать артель по переработке древесины: делали бочки, сани, кузова,  колеса, телеги, рамы, ульи, ложки, бондарную клепку, выращивали картофель и овощи, зерновые

фото. Артель
фото. Артель

        Каждой семье был выделен земельный участок в 15 соток, урожай с которого принадлежал только семье. А коллективно рабочие сажали картофель, зерно. Работали все дружно, с песней. Сразу другая жизнь стала.


        Одновременно с артелью на территории села был открыт филиал Владивостокской судоверфи №5 (сельчане называли его Военпорт) – цех военного предприятия с вольнонаемными рабочими. Цех выпускал шлюпки и весла для шлюпок, иногда изготавливал сборные жилые дома. Готовая продукция отправлялась во Владивосток в железнодорожных вагонах. Погрузка осуществлялась на станции Кауль в 35 километрах от Иннокентьевки. На станцию шлюпки и весла доставлялись тракторами на специальных санях. Было выбрано очень разумное решение: не везти бревна во Владивосток, из которых лишь 30% можно получить деловой, годной для судостроения древесины, а перерабатывать на месте, и готовую продукцию поставлять флоту. Отходы шли на дрова и не только. В первую очередь ясеневые отходы разрезались на чурки длиной 10-20 см. Этой чуркой заправляли бункеры «газгенов» - полуторок – автомобилей, работающих на газе сгораемого топлива.

        Ясень для постройки шлюпок заготавливали в 20-30 км от села. Лес вывозили зимой, пока было достаточно снега, тракторные сани можно было тащить по зимней дороге. С наступлением весны дорога исчезала вместе с таянием снега.

        Для судостроительных работ лес подбирался особенный, поэтому каждый сезон заготовка велась на новом месте. Для делянки каждый раз приходилось строить дорогу заново, расчистка просеки была делом трудоемким: нужно было пройти с пилами и топорами новый участок леса более десятка километров.

        Не раз в прокладке просеки помогала воинская часть из Лесозаводска. Командир понимал, что Иннокентьевский цех выполнял военные задания, и если снять рабочих цеха на расчистку просеки, тогда был бы провален план поставки продукции цеха. Военные учения проходили именно на этом участке: шла мощная техника, колонны военных, полевая кухня, танки, бронетранспортеры. Дорога была построена за сутки. Основные специалисты цеха судоверфи имели бронь от призыва в Армию.

Вот такие шлюпки поставлялись из Иннокентьевки флоту
Вот такие шлюпки поставлялись из Иннокентьевки флоту

Великая Отечественная война

Война - страшное слово! Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей.

Напрямую Великая Отечественная война нашего села не коснулась, фронт был далеко В селе не было ни одной семьи, из которой не ушел бы на войну отец или сын, брат или муж, сестра или дочь. Война напоминала о себе во всем. Приходили похоронки, и женщины собирались в домах, куда пришла беда.

На всех высотках вокруг села стояли посты связи, на них служили девушки. Между точками связи были протянуты провода полевых телефонов.

Около ста иннокентьевцев ушли на фронт защищать Родину.  Сражались они мужественно, жизни не щадили: защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и  на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Белоруссию и Украину, Венгрию и Чехословакию, штурмовали Берлин.

44 воина – иннокентьевца не вернулись с полей сражений. Велика была скорбь родных и близких погибших Им в центре села поставлен обелиск по макету, предложенному рабочим села Пантелеймоновки М.Х.Серидовским и одобренному жителями нашего села. Средства приобретались за счет субботников. Определенную сумму выделил сельский совет. Всего было затрачено 15 тысяч рублей. Племянник участника Великой Отечественной войны К.У. Ковальчука изготовил бронзовую плитку с перечнем фамилий погибших героев.

Она установлена на обелиске. И вот он был открыт 7 ноября 1975 года. Каждый год 9 мая все село собирается почтить память павших. Выступают жители села, учащиеся школы. Проходит торжественная поверка всех погибших и умерших после войны иннокентьевцев.

Послевоенные годы

Послевоенные годы были трудными, но наши сельчане преодолевали все.

Немало было трагических дней в деревенской жизни. Сейчас, наверное, мало кто этому поверит, но в нашей Иннокентьевке в 1949-1952 гг продолжалось раскулачивание. Жил такой дед Оноприенко, имел большой огород, сеял пшеницу, рожь, по его участку протекал небольшой родничок, он углубил его и сделал небольшой, 8 квадратных метров, бассейн. В бассейне развел карасей. Был талантливый выдумщик и хозяин. По дну бассейна положил сеть, и когда надо было, сеть поднимал, выбирал покрупнее подросших карасей на уху и жареху. Жил он один. Все приспособления для размола зерна на муку тоже сам смастерил. Давил масло подсолнечное. Раз в неделю выпекал хлеб для себя. Запах настоящего хлеба разносился на всю округу. В меру делился с соседями.

Отобрали в присутствии работников сельсовета все, а чего нельзя было увезти – перепортили. Деда избили. После этого его никто не видел. Таких случаев было несколько.

 

От Иннокентьевки до Шмаковки (п. Горные Ключи) по прямой тропе 7 км. Люди нашего села добирались в поселок пешком. Через р. Уссури на лодке перевозил пешеходов дедок из нашего села. Уссури была всегда полноводной, и по-другому ее было не преодолеть. В Горных Ключах были магазины побогаче да и базарчик был небольшой. Люди часто ходили за покупками, и «паромщик» без работы не простаивал. Переправа на лодке в одну сторону стоили один рубль.

 

Бывали такие дни, что собиралось много народу, которым нужно было перебраться на другой берег, ожидали своей очереди часами, поэтому было принято решение соорудить паром.

        Совхоз «Иннокентьевский»

В 1959 году при поддержке районного и краевого Советов депутатов трудящихся создается в нашем селе совхоз. 

Первым директором был Голюк Михаил Васильевич.

29 мая 1959 года на учет в совхоз было взято 7 лошадей и конюшня, 4 разбитых телеги, паровой локомобиль, 2 стареньких амбара, виноградный питомник, площадью в 1 га. К концу этого года в хозяйство стала поступать кое-какая техника, в совхозе числилось 60 рабочих.

 А в апреле 1960 года директором совхоза назначается     Дмитрий Михайлович Евтин, замечательный энтузиаст.  Как руководитель был очень талантливый, умелый, хороший организатор.

Дмитрию Михайловичу было поручено создать плодово-ягодный совхоз. Прибыв в Иннокентьевку,  он энергично взялся за дело: начали осваивать целинные и залежные земли, закладывать сады, расширять собственную базу.

А база состояла из 7 лошадей, конюшни, 4-х разбитых телег, парового локомобиля, 2-х стареньких амбаров и небольшого виноградника, площадью в 1 га. Но уже к концу года стала поступать кое-какая техника. Те первые годы существования совхоза были, пожалуй, самые трудные для хозяйства Дмитрия Михайловича.

 Коллективу, насчитывающему четыре десятка человек, нужно было подступиться к тайге и болотам, чтобы превратить их в цветущие сады. Самые трудные участки на сопках нужно было разрабатывать, корчевать лес. Работали самые опытные трактористы. Склон был крутой, и дверцы трактора всегда были открыты на случай, если машина перевернется.


Благодаря Дмитрию Михайловичу наше село процветало, а хозяйство было одним из самых богатых, перспективных во всем Приморском крае. Это при нем начались посадки фруктово-ягодных плантаций. Начинались наши сады с питомника, где выращивали саженцы яблонь, слив, абрикос. Наши яблоки, груши, абрикосы, сливы славились на весь край. Хорошим урожаем отличались смородина, крыжовник, малина, вишня. Выращивали 14 сортов винограда.


           Гордостью Евтина Д.М. была актинидия. Он сам, имея обширные знания, занимался выведением новых сортов актинидии. А начиналось все с экспедиций в тайгу для сбора лиан и посадки их на поле. Он мечтал о промышленном выращивании этой реликтовой культуры. Им были разосланы во многие страны мира около 14 тысяч посылок с семенами актинидии. В Италии благодаря его разработкам было внедрено промышленное выращивание этой вкусной сладкой ягоды. А в Новой Зеландии она явилась основой для создания нового фрукта киви.

Неутомимый труженик Дмитрий Михайлович работал с раннего рассвета до двенадцати вечера. Селяне видели, что свет в его кабинете горел до полуночи, а он, склонившись над бумагами, подводил итоги минувшего дня, планировал завтрашний.

 

Кроме фруктов и ягод производили сою, зерновые, мясо, молоко, мед, арбузы. Это были лучшие годы в истории Иннокентьевки.

         Здесь помнят своих самоотверженных тружеников – кавалера ордена Трудовой Славы 3-й степени тракториста Василия Андреевича Лойко,

 Надежду Григорьевну Рещук и Лукерью Павловну Гирийчук, первыми в районе получивших от коровы более 4000 литров молока в год и удостоенных за это орденов Трудового Красного Знамени, и кавалеров ордена «Знак Почета» тракториста Гирийчука Алексея Антоновича, садоводов Душину Мария Савельевну и Лойко Анастасию Андреевну.

При Дмитрии Михайловиче село расширилось, помолодело и стало одним из красивейших в Приморском крае. К 1989 году в хозяйстве насчитывалось 49 тракторов, 10 комбайнов, 26 автомашин, 1529 га земли: 1216 га - под поля, 313 га – под сады.

             В становлении садов большая заслуга старшего агронома-виноградаря Скорика Михаила Афанасьевича, который был направлен в совхоз в 1960 году.  Это он начал создавать питомники, где выращивал саженцы винограда, яблонь, смородины, которые затем высаживали в поле.

 Совхоз поставлял краю и за его пределы тонны яблок, груш, винограда, малины, смородины, крыжовника, арбузов. У иннокентьевских доярок были самые высокие надои – 15 литров на фуражную корову. Солидную добавку к доходам совхоза давало и пчеловодство.

              За эти годы  совхоз «Иннокентьевский неоднократно становился победителем социалистического соревнования и награждался переходящим Красным Знаменем. А его директор приглашался на ВДНХ для представления успехов совхоза. 

          Село с каждым годом становилось больше и краше. Ввелось строительство домов. Много приходилось работать в тайге на заготовке леса для строительства. Самую первую улицу назвали Новой. 

          В 1957 году был построен Дом культуры

       В 1970 году сельские ребятишки пошли в новый кирпичный двухэтажный детский сад.

      Строили мастерские, филиал бытового обслуживания, 2 магазина,  отделение связи, библиотеку.

Была построена столовая, вкусные обеды по-деревенски в которой до сих пор помнят многие. Всех всегда там были рады видеть и накормить заведующая столовой Гузова Тамара Васильевна, повар Пушкарь Мария и др.

В 1949 г.  начальная школа была реорганизована в неполную среднюю.

Директором школы был назначен Иващенко Иван Леонтьевич, Ольга Гавриловна Иващенко – учителем математики.

 Помещалась школа в небольшом деревянном здании и стояла на месте бывшего детского сада. На стене школы висел плакат «Долой поджигателей войны!» В ней было всего три классных комнаты, коридор был узенький  и тёмный, ребятам негде было попрыгать, поиграть на перемене. В каждом классе была своя печь. Техничка приходила очень рано, носила дрова и топила печи, чтобы к приходу ребят в школе было тепло. Электричества не было, освещалась школа керосиновыми лампами. Работали в две смены. В первую смену учились старшие классы (5-й, 6-й, 7-й), во вторую смену начальные  (1-й, 2-й, 3-й, 4-й).

            При школе был большой земельный участок. Под руководством Нижника Владимира Калиновича выращивали овощи, ягоды, был заложен фруктовый сад. В саду росли яблоньки, крыжовник, малина, клубника и другие культуры.

 В 1951 году было организованно при школе подсобное хозяйство. Выращивали кур, разводили кроликов. Кормили животных дети. Для этого выращивали кукурузу, морковь, брюкву. Покупали пшено, крупы для цыплят. Яйца продавали, мясо и шкурки кроликов сдавали в заготконтору. На вырученные деньги покупали всё необходимое для школы.

Рос учительский коллектив, приехали новые учителя Грек Евгения Андреевна, Костромина Валентина Лаврентьевна, Прохоренко Прасковья Денисовна, Пшеничная Раиса Петровна, Скорик Мария Куприяновна, Босак Виктор Миронович, Глушук Надежда Кузьминична

В 1956 году школа стала восьмилетней. Старое здание не могло вместить более 300 учащихся, необходима была новая школа.

 

            В 1962 году приступили к её строительству.  Школу строили рабочие  и жители совхоза, каждый взрослый человек села должен был отработать шесть дней на строительстве школы.  

        Все с нетерпением ждали её открытия,  и долгожданный момент наступил: вторую четверть 1963-1964 года ребята начинали учиться в новой школе.

      В октябре 2013 года наша школа будет праздновать 50-летний юбилей. Здесь прекрасный коллектив, который 18 лет возглавляет директор школы Наталья Ивановна Лобода. С уважением относятся все сельчане к ветеранам педагогического труда Костроминой В.Л. и Гарьковенко Н.И., Ямковскому Н.Я. и Еремейчук Т.А., Мельник Г.И. и Мельник А.П., Криворучко В.П. и Евтиной В.Н, Илюхиной А.Н. и Кулик Т.С.

       С благодарностью вспоминают Грек Е.А, Скорик М.К., Прохоренко П.Д. (их, к сожалению  уже нет с нами)

        Школа в нашем селе -  единственный очаг культуры, «огонек надежды» в селе. И пока живет школа – живет село.

 

       Село расширялось, молодело, стало одно из красивейших в Приморье.
Эстафету руководителя совхоза принял Александр Григорьевич Гарьковенко. К 1989 году в хозяйстве насчитывалось 49 тракторов, 10 комбайнов, 26 автомашин,  более 1,5 тыс. га земли, работал завод по переработке фруктов и ягод.

       Иннокентьевцы не только работали, но и отдыхали. Многие помнят праздники Масленицы – проводы Зимы – гуляние всего села с плясками, песнями, вкусными блинами и катание на тройках лошадей, украшенных лентами и бубенцами.

 

       

А в сельском Доме культуры по праздникам все заслушивались песнями в исполнении коллектива художественной самодеятельности

 

       Всё и всех помнят в селе. Иннокентьевцы с трепетом посещают наш школьный историко-краеведческий музей, с гордостью смотрят на своих потомков, которые все свои силы отдавали для того, чтобы село процветало и становилось краше. Многие занесены в Книгу Почета села, мы должны помнить их и беречь свою любимую Иннокентьевку.

       Что досталось нам, живущим в третьем тысячелетии? …90-е годы во многом загубили труд нескольких поколений. То, что создавалось десятилетиями, рухнуло за несколько лет: от совхоза практически ничего не осталось – ни техники, ни сооружений, ни завода, ни садов. Сгорел Дом культуры, сельский совет, закрыли детский садик, здание которого тут же было разрушено.

        Больно слышать, как нашу родную Иннокентьевку часто называют умирающей деревней.Но что бы не происходило здесь, мы все равно ее очень сильно любим!