Родительское собрание.

«Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность обоих родителей (законных представителей)»

Данный материал будет полезен учителям - предметникам, классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе. Его можно применить на родительском собрании, педагогическом совете или представить на собрании классных руководителей.
Цель: Показать родителям их роль в обучении и воспитании.
Задачи: Способствовать переходу родителей от пассивного к активному участию в обучении и воспитании; проанализировать права и обязанности родителей, рассмотреть проблемные ситуации.
Материалы: презентация, карточки со словами, ладошки, ручки, карандаши.

 

Ход:  Надеюсь, что наш разговор будет всем полезен и интересен. Сегодня на собрании будут звучать притчи, так как именно в них заложена народная мудрость и добрые пожелания. Дорогие родители, всё в наших  руках!

Итак, притча «Все в твоих руках». Один человек решил испытать Мудреца, насколько тот мудр. Он поймал бабочку, зажал ее в кулак и подумал, что подойдет к Мудрецу и спросит у него, что в руке, «живое» или «мертвое»? И если Мудрец ответит «живое», тогда человек легким нажатием руки умертвит бабочку, а если Мудрец ответит «мертвое», тогда человек раскроет ладонь и выпустит бабочку. Так он решил. Подошел к Мудрецу и спросил у него, что в руке: «живое» или «мертвое»? На что мудрец, подумав, ответил: «Добрый человек, все в твоих руках».

Все в ваших руках, дорогие мамы и папы!

 Китайский мудрец Лао Цзы говорил о том, что мир, окружающий нас, не только не зависти от нас, но и создаётся из нашего представления о нём. Если мы ожидаем хорошего от мира, то получим именно хорошее, это закон Вселенной, поэтому слова «Помоги себе сам!» очень актуальны.

Начался новый век, новое тысячелетие. Оно включает в себя в первую очередь современное мышление, современные технологии и инновации. Инновации и нововведения коснулись и наших детей – младших и средних классов. Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования, которые начальная и средняя школа должна сформировать у ученика. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать и применять её на практике в окружающей жизни. Это и есть результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Поэтому и появилась потребность в деятельностном методе обучения и воспитания.

 Притча «Отец и сын»

Однажды старый отец подозвал к себе сына и сказал ему: «Сынок, я уже старый и немощный, а ты молодой и сильный. Я хочу, чтобы ты с этого дня стал трудиться и зарабатывать деньги, и чтобы когда меня не станет, наше состояние преумножилось, и чтобы ты и твои дети жили в достатке». Мать, подслушав разговор, не пускает сына. Она дает ему рубль со словами: «Тебе незачем гнуть спину, деньги у нас есть, зайдешь вечером к отцу и отдашь ему этот рубль». Сын так и сделал. Вечером он зашел к отцу и отдал ему рубль. Отец повертел в руках рубль, посмотрел на него, на сына и бросил его в огонь со словами: «Ты эти деньги не заработал!». Сын пожал плечами и ушел. На следующее утро отец снова зовет к себе сына  и снова просит его пойти учиться зарабатывать деньги. Мать, опять подслушав разговор, не пускает сына на работу. Она дает ему рубль со словами: «Тебе незачем куда – то идти, вот тебе рубль, только вечером, прежде чем зайти к отцу, намочи рубаху, будто ты работал и вспотел». Сын так и сделал. Вечером он намочил рубаху и мокрый, как будто вспотевший, зашел в комнату к отцу и отдал ему рубль. Отец снова посмотрел на этот рубль, повертел в руках, бросил в огонь со словами: «Ты  этот рубль не заработал»! Сын только пожал плечами и ушел. На третий день ситуация снова повторяется. Отец зовет сына и обращается к нему со словами: « Ты должен сам научиться трудиться и зарабатывать деньги»! Тогда сын, не послушав мать, пошел работать. Кому – то он помог наносить воды из речки и ему за это дали двадцать копеек, кому – то он наколол дров и ему за  работу дали пятьдесят копеек, кому- то он прополол грядки и ему за работу дали тридцать копеек. Таким образом, за весь день он заработал свой рубль. Вечером уставший, но довольный сын пришел к отцу и высыпал ему в руку заработанные деньги. Отец подержал их в руке, посмотрел на них, на сына и бросил в огонь. Тогда сын с криком бросился к огню. Голыми руками из горящих углей он доставал свои заработанные деньги. Он плакал и причитал: «Я весь день ходил от двора ко двору, я знаю каждую копеечку, где и за что мне дали, а ты бросил их в огонь»! На что отец ответил: "Вот теперь, сынок, я тебе верю и знаю, что ты можешь трудиться, зарабатывать деньги и преумножишь нажитое мною добро».

Вот таким образом отец вовлекал сына в деятельность, точно так же деятельностные способности  детей формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают знания, а включены в самостоятельную деятельность. И основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное достижение и открытие.

Жил когда-то на свете скульптор. Однажды его спросили, как ему удалось превратить бесформенную глыбу гранита в статую парящего орла. Он ответил, что просто отсек все то, что не было орлом. Я хочу, чтобы мы вместе подумали над этой фразой. 
- Наши дети могут стать «парящими орлами», если их любить, направлять, поддерживать, хорошо учить. Нужно сделать все возможное, чтобы избавить детей от всего, что мешает им «воспарить» к вершине возможностей.
- А кто выполняет роль скульптора? (ответы: учителя, родители, государство, школа…)
“Кто отвечает за  воспитание ребенка ?”. 
 Представьте себе, что сейчас мы отправимся
в путешествие 

Залив «Интеллектуалы»

Сейчас мы вместе с вами будем создавать страницы своеобразной семейной энциклопедии, в частности раздел «Право и обязанность».
Право – это… 
Обязанность – это… 
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. 
Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения. (Словарь Ожегова)
- Почему эти два понятия рассматриваются как равноправные?
- Как вы понимаете слова «Забота и воспитание – это право родителей…»
- В чем заключается это право на воспитание?
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.
Оно заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания.
- А теперь обратим внимание на слово обязанность. В чем заключается обязанность родителей?
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
- Что мы можем наблюдать в современном обществе? Какую ошибку допускают родители?
К сожалению, существуют родители, которые забывают об этом или сознательно игнорируют. Такие родители часто считают, что их обязанность – рождение детей, а материальное обеспечение, создание комфортных условий жизни, условий для всестороннего развития – это, прежде всего, обязанность государства… а также развитие и обучение – это обязанность школы.
Вывод: 
«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей», - говорится в статье 38 Конституции России. В статье 63 Семейного кодекса России конкретизируется это положение основного закона государства:… ответственность за воспитание, развитие и обеспечение детей лежит, прежде всего, на их родителей, которые должны адекватно оценивать имеющиеся у них возможности.

 

Остров «Воспитание»

Вам будет предложены ситуации, которые часто возникают в нашей жизни. Вам даётся время на обсуждение 1 минута, затем вы должны разрешить ситуацию, высказав свое мнение. 

Ситуация № 1: (на слайде)
Мальчик, ученик начальной школы, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!? 
- Да как ты смеешь отца учить?
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости. 
Дайте оценку поведения всех членов семьи.

Главное орудие воспитания – это личный пример родителей. Поэтому в семье не допустимы грубые слова…

                        Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители – пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

Всё то, чему ребёнка учит.

Ситуация № 2: (на слайде)
Петя и Саша, ученики 7 класса, дружили, но только в школе. Родители запрещали Пете приводить Сашу домой, встречаться после уроков. Мама считала, что Саша развит не по возрасту: курит, прогуливает уроки и часто бывает в компании со старшими мальчишками. Одним словом, может научить лишь плохому. 
Ваш выход из этой ситуации.
Дети все равно будут общаться. Лучше не запрещать приводить домой, у мамы будет возможность наблюдать за своим ребенком, как он реагирует на вредные привычки друга. Нужно подвести сына к правильному решению, а не ограничиваться запретом.

Ситуация № 3: (на слайде)
Галя, ученица 6 класса, мечтала иметь друга. Но как подойти, предложить дружбу – она не знала. Решила поговорить с мамой, так как близких подруг, с кем можно было бы этим поделиться, у неё не было. Мама, услышав робкие вопросы дочери, рассердилась. «Рановато, дочка, мальчиками интересуешься, лучше бы побольше времени урокам уделяла», - сказала она. Вечером мама по секрету рассказала отцу о вопросах дочери. Отец был категоричен. «Ишь, невеста», - бросил он дочери. Родители запретили Гале после девяти вечера выходить на улицу. 
Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?
Родители своим поведением лишь оттолкнули от себя дочь, доверительных отношений в таком случае, между ними не сложится. Матери следовало поговорить с дочерью, не грубить, дать дельный совет, поговорить о мальчике, который нравится, объяснить, как можно наладить с ним дружеские отношения.

Мама дочь ругает строго

За ночное возвращенье,

Дочь зарделась у порога

От обиды и смущенья.

А слова летят такие-

Что пощёчин тяжелее,

Оскорбительные, злые,

Хуже яростных лишений.

Друг за другом мчат вдогонку,

Жгут, пронзают как свинец.

Но за что ругать девчонку?

В чём же дело, наконец?

Если счастье не из книжки,

Если рядом, где–то там,

Бродит он – её мальчишка,

Улыбаясь звёздным вспышкам,

Людям, окнам, фонарям.

Если счастье их согрело

Школьным долгам вопреки.

Поцелуй, он был не смелый,

Но упрямый, по мужски.

Но зачем тогда такое?

Для чего нападок гром?

Может вправду эти двое,

Что–то сделали дурное?

Где тут грех? Откуда? В чём?

И чем дочь бранить словами

Распаляясь, как в бою,

Лучше просто вспомнить маме,

Сад, с ночными тополями,

С песней, с робкими губами,

Юность давнюю свою.

Как была счастливой тоже,

Как любила и ждала,

Ведь тогда отнюдь не строже,

Даже чуточку моложе

Мама дочери была.

Не бросай же слов на ветер,

Мама, дочку не брани,

Наша радость – наши дети,

Будут счастливы они!!!

Риф «Ответственность» Сейчас нам предстоит умело направить судно, чтобы обойти риф «Ответственность».

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование
привычки быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять
ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он
сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие
понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние
оказывают стиль и поведение родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость  родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребенка.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий  является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Если в обязанность сына или дочери входит уборка квартиры или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Если  у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны  выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей в данной проблеме — научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто ошибочность  поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность
за все поступки и проступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и
проблемы в воспитании своих детей. Принятие родителями ответственности  за поступки собственных детей порочно уже потому, что не ставит ребенка в ситуацию выбора, не учит ребенка осмысливать свои действия, не дает возможности распоряжаться собственной жизнью.

Воспитывать у ребенка ответственность — это значит использовать как
метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка
не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в
нескончаемую дорогу в ад.

В 1970 году доктор Добсон издал книгу, которая совершила определенный переворот в умах непосвященных родителей. «Допустимо наказывать
своих детей, проявляя при этом любовь и нежные чувства. Обучая детей самодисциплине и ответственному поведению, необходимо вводить ограничения». Самая страшная беда состоит в том, что «испорченный» ребенок станет «испорченным» взрослым, который будет воспитывать своего ребёнка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под  названием «безразличие» по отношению к собственным детям. Небрежность  в воспитании детей зачастую оборачивается страшными трагедиями,  избежать которые можно было, помня о родительской ответственности

Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку„нет”.
Родители должны помнить, что умение говорить «нет» — это обоюдное
решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании
детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее,
если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого
родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его неблаговидных
поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере
собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для возникновения конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.

Предложить родителям на контуре руки, на каждом пальце написать качества характера своего ребенка. В центре ладони изобразить символ — кем является в семье малыш (солнышко, зайчик, цветочек).
- Благодаря кому наши дети наделены теми качествами?
- Не зря в качестве контура выбрана форма нашей ладони! Почему? (все в наших руках)
-Что является самым важным для успеха ребенка?
Мы часто прибегаем к разным оправданиям, пытаясь объяснить, почему дети плохо учатся, плохо себя ведут. Какие могут быть причины? (Мы ссылаемся на бедность, неполную семью, чрезмерную занятость родителей, влияние окружающей среды…может быть, виновата школа, учитель…)
Перечисляя эти оправдания, мы гарантируем ребенку поражение! Потому что на самом деле мы оправдываем себя. Решение проблемы мы найдем, всмотревшись в самих себя, поскольку главные причины успеха ребенка – это то, насколько его родители ценят образование, и сколько времени они проводят вместе со своим ребенком. Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом: старательно моем, стираем, готовим, вообще бдительно следим за порядком, оставляя на потом общение с ребёнком, тихие разговоры с ним. Нам некогда узнать его внутренний мир, мир его тревог и волнений, просто услышать и понять его. Нам часто кажется, что у детей не бывает проблем, что у них сплошные пустяки, а они серьёзно переживают свои беды, и не надо гасить их чувства. Воспитание чувств ребёнок получает в семье.
Есть ещё в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали по 4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток
не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации
нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем,
что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у
него не сформировалась потребность в родительском внимании.

 

Порт «Свершение»

Мы почти незаметно подплыли к порту «Свершение»
Внимание! Рассказ «Губка»
Губка – это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную – получим красную. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, не очень приятного цвета.
Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить, что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения…), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Но мы можем сколько угодно читать ребенку нотаций, а вокруг ребенок видит совсем другое, например, говорить о вреде курения, в то время, как ребенок видит с каким наслаждением делает это его отец, брат и другие люди. Он скорее «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей. 
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”. 

                         Мы любим тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.


-Хотелось бы закончить наше собрание словами:
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите, 
Счастье, радость, заботу дарите – 
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите – 
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните, 
Их печали себе заберите – 
Берегите!
 

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

 

Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?