Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

 

Основные термины:

ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования

ОО - общеобразовательная организация

АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа

ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

СИПР- специальная индивидуальная программа развития

ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия

ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум

ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Категории детей с ОВЗ:

vдети с нарушениями зрения,

vдети с нарушениями слуха,

vдети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР),

vдети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА),

vдети с задержкой психического развития (ЗПР),

vдети с нарушением интеллекта (У/О),

 

vдети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время  тема инклюзии в России  является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы  выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в  числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

 

В настоящее  время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.pdf
Adobe Acrobat Document 2.1 MB

Приказ об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Prikaz_№_1599_ot_19.12.2014.pdf
Adobe Acrobat Document 5.1 MB

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Cons_FGOS_OVZ.pdf
Adobe Acrobat Document 876.3 KB

САМЫЙ БОЛЬШОЙ УРОК В МИРЕ

Акция «Самый большой урок в мире» прошла в нашей школе с 19  по 23 октября. Ее задача — рассказать детям и подросткам об Общемировых целях устойчивого развития, которые примут на днях 193 страны-члена ООН. Это план действий по решению главных проблем человечества: ликвидация нищеты, борьба с голодом, охрана здоровья, обеспечение гендерного равноправия, борьба с изменением климата, стимулирование экономического роста и обеспечение качественного образования для детей всей планеты.

Большое внимание было уделено доступности образования для детей с особенностями развития и здоровья — об инклюзивном образовании. Школьникам рассказали на классных часах истории ребят с синдромом Дауна, ДЦП и аутизмом, поговорили о важности принятия других людей такими, какие они есть, о важности уважительного и открытого отношения к любому человеку, невзирая на его физические или интеллектуальные особенности. Независимо от того, как мы выглядим или как быстро мы усваиваем информацию, мы могли учиться, работать и жить в одном обществе, открытом для всех. Независимо от способностей и возможностей. Этот урок поможет в создании инклюзивного общества в России: «Для сотен тысяч родителей детей с особенностями развития и инвалидностью это невероятно важный момент. Ведь инклюзивное образование позволяет нам рассматривать различия детей не как препятствие, а как возможность развития процесса обучения, и открывает доступ к школе абсолютно всем детям. А это еще один шаг к созданию инклюзивного общества в нашей стране!».

Все вспомогательные материалы, необходимые для подготовки урока, включая план, иллюстрации и короткометражный мультипликационный фильм, размещены на сайте Министерства образования и науки РФ . Сейчас на сайте доступна презентация и конспект урока.